Арест судов в Турции

Арест судов в Турции

Несмотря на то, что Турция не является участницей Женевской конвенции 1999 года об аресте судов (далее – «Женевская конвенция»), 01.07.2012 года в силу вступил новый турецкий Коммерческий кодекс № 6102 («Коммерческий кодекс» или «ТКК»), при разработке которого за основу были взяты положения Женевской конвенции.

Коммерческий кодекс, действовавший до 01.07.2012 года, позволял не только наложить арест на судно по морскому требованию, но и получить определение о наложении ограниченияправана хозяйствование судном. Но, со вступлениемв силу нового Коммерческого кодекса наложение ограничения на право хозяйствования судном стало невозможным, теперь единственным возможным видом обеспечительных мер является  наложениевременного ареста на судно по морскому требованию.

Морское требование

Арест судна(здесь и далее речь идет об аресте судна в качестве обеспечительной меры) в морскомправе Турцииопределяется каклишение должника права распоряжения судном путем задержания судна на основании решения суда с целью обеспечения морского требования.Важно учесть, что арест судна возможен только поморскомутребованию. Ст. 1352 ТККсодержит перечень морских требований, к которым относятся следующие требования, связанные с:

  • причинением ущерба при эксплуатации судна;
  • причинением вреда жизни или здоровью гражданина на суше либо на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;
  • осуществлением спасательной операции или любым договором о спасании, специальной компенсацией спасательной операции в отношении судна или имущества, находящегося на судне, представляющего опасность причинения ущерба для окружающей среды;
  • причинением ущербасудном или ущерба, который может быть причинен судном, окружающей среде, береговой линии исвязанным интересам; расходами на принятие мер по предотвращению,уменьшению или ликвидации последствийущерба; компенсацией за нанесенный ущерб; расходами на фактически принятые меры или разумные меры, которые будут приняты с целью восстановления прежнего состояния окружающей среды; убытками, понесенными третьими лицами или которые могут понести третьи лица в связи с данным ущербом, или ущербом, расходами и убытками в связи с подобными действиями;
  • расходами и затратами на снятие с мели, подъем, выведение из воды, удаление или обезвреживание затонувшего судна, судна, потерпевшего крушение, севшего на мель, или брошенного судна,включая груз, находящийся или найденный на судне, или расходами и затратами, связанными сзащитой брошенного судна, и питанием экипажа;
  • использованием судна, вне зависимости от наличия или отсутствия заключенного договора фрахтования или любого договора аренды судна;
  • любымдоговором морской перевозки груза или договором морской перевозки пассажира на судне, вне зависимости от наличия или отсутствия заключенного договора фрахтования;
  • утратой или повреждением груза, в том числе багажа, перевозимого на судне;
  • общей аварией;
  • буксировкой;
  • лоцманской проводкой;
  • предоставлением продуктов питания, материалов, топлива, запасов, оборудования, в том числе контейнеров, для эксплуатации, управления, защитыили содержания судна, а также услугами, оказываемыми для этих целей;
  • постройкой, реновацией, ремонтом, оборудованием или переоборудованием судна;
  • портовыми, канальными, доковыми и причальными сборами, карантинными сборами на других судоходных путях и другими выплатами;
  • заработной платой и другими суммами, причитающимися экипажу судна за их работу на борту судна, в том числе расходами на репатриацию и уплачиваемыми от имени экипажа взносами по социальному страхованию;
  • расходами, понесенными в отношениисудна или от имени судовладельца, включая выплаты по кредитам, полученным в отношении судна;
  • страховой премией, включающей в себя также взносы по взаимному страхованию и уплачиваемой собственником судна или от его имени;
  • комиссионным, брокерским или агентским вознаграждением, уплачиваемым собственником судна или от его имени;
  • любым спором о праве собственности на судно или владения им;
  • любым спором между двумя или несколькими собственниками судна относительно использования судна и распределения прибыли;
  • зарегистрированной ипотекой судна или зарегистрированным обременением судна того же характера;
  • любым спором, возникающим из договора купли-продажи судна.

Согласно турецкому морскому праву, при наложении ареста на судно, должнику необязательно быть собственником судна, должником может быть фрахтователь суднаили третье лицо.Ст. 1369 ТКК:

Арест судна, в отношении которого заявляется морское требование, допускается в случае, если:

  • лицо, которому судно принадлежало в момент возникновения морского требования, является ответственным по такому требованию и собственником судна при наложении ареста; или
  • фрахтователь судна в момент возникновения морского требования является ответственным по такому требованию и собственником судна при наложении ареста; или
  • это требование основано на залоге, ипотеке судна или обременении судна того же характера; или
  • требование касается права собственности на судно или владения им; или
  • требования в соответствии со ст.1320 ТКК (требования к судну).

На какие судна может быть наложен арест?

В спорах, касающихся права собственности или владения, арест может быть применен только в отношении судна, которое является предметом данного спора.

Арест может быть наложен только на судна, находящиеся в турецких территориальных водах.

При этом, арест может быть наложен на судна, находящиеся не только под флагом Турции, но и под флагом любого другого государства. А также, для ареста не имеет значения факт регистрации судна в турецком судовом реестре.

Судно в транзите также может быть арестовано, но при условии, что судно прервало рейс и имеет отношение в турецким портам. В Турции решение об аресте судна под иностранным флагом может вынести только суд по месту якорной стоянки, привязки к буйю,подхода к порту или доку. Т.е. судно должно прервать свой рейс в турецких территориальных водах. Поэтому судна, проходящие турецкие территориальные воды без остановки, не могут быть арестованы.

Ходатайства о наложении ареста могут быть поданы не только в отношении судов, в связи с которыми появилась данная задолженность (в связи с неуплатой которой подается ходатайсто об аресте), но и в отношении других судов, принадлежащих тому же собственнику (sistership), т.е. другого судна, принадлежащего лицу, ответственному по морскому требованию, и которое в момент возникновения требования являлось собственником или фрахтователем судна, в отношении которого это требование возникло.

Необходимо отметить, что судно не может быть арестовано повторно в отношении одного и того же требования. Таким же образом, если одно судно собственника арестовано, то другое его судно не может быть арестовано на основании этого же морского требования. В случае, если судно освобождено из-под ареста или в случае получения гарантии в отношении судна, возможно запросить повторный арест судна на основании этого же требования, при условии наличия одного из следующих условий: (i) освобождение судна из-под ареста или освобождение гарантии для судна или (ii) недостаточность гарантийной суммы или (iii)несостоятельность лица, предоставившего гарантию.

Условия подачи ходатайства об аресте судна

Для подачи ходатайства об аресте судна на основании морского требования необходимо внести гарантийную сумму в размере 10 000 SDR. В случае, если арест окажется необоснованным, данная гарантийная сумма будет выплачена в качестве компенсации ущерба должника, кредитора или третьего лица, которые могут возникнуть в связи с необоснованным арестом.Ходатайства экипажа,связанные с заработной платой и другими суммами, причитающимися экипажу судна за их работу на борту судна, в том числе расходами на репатриацию и уплачиваемыми от имени экипажа взносами по социальному страхованию, ввиду их экономической ситуации, освобождены от необходимости внесения гарантийной суммы (ТКК ст. 1363/3). А также, гарантийная сумма не требуется в случае наличия решения суда, вынесенного в отношении задолженности, для взыскания которой запрашивается решение об аресте (ст. 259 Закона о банкротстве и взыскании).

В случае, если вид и размер гарантии является недостаточными для погашения задолженности, возможно повторно наложить арест на это же ранее арестованное судно при условии, что общий размер гарантии не превышает стоимость судна. Однако при наложении ареста на другое судно того же самого собственника (“sistership”) условия ареста не распространяется на него. Так как другое судно не обязано соответствовать условиям ареста, то и задолженность стало быть не обязательно должна быть связана с эксплуатацией судна.

Другое условие подачи ходатайства об аресте – задолженность должна подлежать оплате. В противном случае, подать запрос о наложении ареста можно лишь при определенных условиях.

После вынесения решения о наложении ареста кредитор обязан обратиться в местные исполнительные органы (по месту нахождения суда, вынесшего решение об аресте, либо месту нахождения судна) для исполнения решения. В противном случае, решение автоматически потеряет свою силу (ТКК ст. 1364).

Атакже, послевынесениярешенияоналожении ареста кредитор обязан подать иск о рассмотрении дела по существу либо инициировать процедуру взыскания в течении одного месяца со дня официального вручения решения об аресте, в противном случае решение об аресте автоматически утратит свою силу (ст. 1376 Закона о банкротстве и взыскании). 

Последствия решения о наложении ареста

Решение о наложении ареста влияет не только на собственника судна, но и может затронуть интересы широкого круга лиц, например, фрахтователя, грузоотправителя, перевозчика, получателя груза, страховщика, экипажа судна. Собственник судна ответственен перед всеми этими лицами, т.к.ввиду его неоплаты судно не может эксплуатироваться.

Необходимо также отметить, что в случае, если суд сочтет ходатайство об аресте безосновательным, то лицо, обратившееся с ходатайством об аресте, может быть ответственно за убытки, понесенные ввиду наложения данного ареста.

Объемограничения прав, управление и эксплуатация судна при аресте

Ограничение прав путем наложения ареста включает в себя также доходы и другие интересы должника от эксплуатации судна (ст. 1368/1 ТКК и ст. 92 Закона о банкротстве и взыскании).

При условии оплаты кредитором соответствующих расходов, органы взыскания могут предпринять необходимые меры по содержанию, эксплуатации и управлению судном (ремонт, страхование и т.д.). (ст. 1368/2 ТКК и ст. 92 Закона о банкротстве и взыскании).

Освобождение судна

Освобождение судна осуществляется путем предоставления должником достаточной гарантии. Тип и сумма гарантии могут быть свободно согласованы сторонами. Если стороны не находят компромисса, то тип и сумму гарантииопределят исполнительные органы. Должник может потребовать снижения определенной суммы гарантии, изменения типа гарантии или отмены данного решения(ст. 1374 ТКК).

Освобождение судна можно рассмотреть в двух вариантах: (1) передача судна собственнику или третьему лицу путем предоставления должником гарантии (при этом судно продолжает находиться под арестом) и (2) снятие ареста путем предоставления должником гарантии. Однако, в обоих случаях арест судна фактически не отменяется, а лишь дает возможность собственнику эксплуатировать судно.Арест судна отменяется лишь по решению суда или в случае, когда условия продолжения действия ареста не осуществляются, или если лицо, запросившее арест, отказывается от своего запроса.

Необходимо уточнить, что предоставление гарантии с целью освобождения судна ни в коем случае не означает, что собственник признает свою ответственность или отказывается от права на обжалование, защиту или ограничение ответственности (ст. 1373/1 ТКК).

Адвокат
Dila GUR

Адвокат